Интернет-ателье. Пошив танцевальных костюмов.
Униформа. Скатерти-салфетки. Шторы. Ремонт одежды.
Мы делаем мир красивым!
Телефон:

ежедневно   8 (967) 121-74-65

Адрес:

г. Москва и Московская обл.

Главная \ Пошив униформы \ Из истории создания униформы...

Из истории создания униформы...

У форменной одежды длинная история. Фундаментальность для человеческого общества правил, предписывающих как одеваться, отразилась в законодательных актах различных государств. В европейских странах существовали специальные законы, регулировавшие потребление предметов роскоши и определявшие общественное поведение. Среди прочего в них указывалось, что кому подобает надевать и при каких обстоятельствах. Ограничения распространялись на типы одежды, которую могли или не могли носить определённые группы людей или даже отдельные люди. Чаще всего ограничивалось ношение костюмов, расшитых золотом и серебром, сделанных из дорогих тканей, например шёлка или бархата, снабжённых кружевами.

Учёные проследили, как разнообразные способы украшения тела использовались для обозначения ранга, статуса и роли человека в Юго-Восточной Азии. Среди этих способов – подпилка и чернение зубов, прокалывание и увеличение мочек ушей, специфические причёски, маникюр, татуировка, использование ювелирных украшений и определенных видов ткани. Выбор типа татуировки мог сказать о статусе мужчины больше, чем выбор одежды. Некоторые из этих правил были зафиксированы в законах, другие существовали негласно. Такого рода законы мы обнаружим и в Древней Греции, в Древнем Риме, в Китае и в Японии.

В период позднего Средневековья и Нового времени законы, ограничивающие употребление предметов роскоши, принимались в Италии, Франции, Испании, Германии, Швейцарии, в Англии и в Шотландии. Появление таких законов связано с промышленной революцией и с необходимостью сохранить социальную иерархию. Законы о роскоши, осуждавшие склонность к излишествам и к экстравагантности, всё в большей степени распространялись и на правила ношения одежды. Они были двух типов: одни налагали ограничения на допустимые затраты, другие сохраняли специфические виды одежды за определёнными группами. Вероятно, эти законы появились из-за беспокойства элиты по поводу изменяющихся социальных реалий. Не случайно в эту эпоху в обществе начинает особенно цениться искусство портных. Платье становится средством ниспровержения общественных устоев и возвышения новой культуры – культуры потребления. Способность формы различать роли и статусы людей становится особенно важной. Военные, медицинские, церковные формы позволяют точно определить ранг, звание, функцию.

Европейские законы потребления роскоши, будучи основой современного восприятии формы, имели не столько принудительный, сколько регулирующий характер. В эпоху важнейших социальных и экономических изменений начала Нового времени именно одежда стала предметом самовыражения.

Форменная одежда указывает на профессиональный статус и служебные функции, положение в иерархии, подчёркивая, что её носитель не является только частным лицом.  Как правило униформа сочетает в себе практическую и символическую функции,  как, например, в медицинских халатах или в одежде стюардесс. Униформа напрямую указывает на профессию человека (например, швейцар он или повар), может говорить о манере поведения и системе ценностей (например, медицинская сестра или священнослужитель) , о природе услуг, которые может оказать человек в униформе ( уборщица, механик, официант, бармен,  работник фаст-фуда).

Выбор адекватной форменной одежды является определённой проблемой, в особенности для женщин, занимающихся традиционно «мужскими» видами деятельности : полицейских, барменов, медицинских работников, военнослужащих.

Дизайн рабочей формы может отличаться разнообразием, тем не менее существуют неизменные элементы, берущие начало в ключевых источниках формы – военной форме, одежде обслуживающего персонала. Погоны, пуговицы с гербами, галун, нагрудные карманы, галстуки – элементы военной формы; фартуки и комбинезоны, куртки, кепки – элементы одежды прислуги.

Выбор униформы определяет принадлежность к той или иной профессиональной группе. Например, указывать на специализацию могут различные защитные костюмы – в некоторых странах бледно-голубые и полосатые халаты носят зубные врачи, а тёмно-голубой халат и полосатый фартук – мясники; белый фартук , чёрный жилет и бабочка – традиционный костюм официанта русского ресторана; ветеринары и хирурги часто носят зелёные и голубые халаты, а терапевты и медицинские сёстры – белые. Существуют и менее заметные детали, о которых могут не знать непосвящённые: учащиеся элитных школ для поваров носят традиционную одежду – поварскую куртку и брюки в мелкую клетку , но дополняют её белой мягкой шапочкой ( вместо колпака, который они ещё на заслужили); куртки учащихся застёгиваются пластмассовыми пуговицами – пуклями, а у дипломированных поваров пуговицы сделаны из вязанной ткани.

Мы склонны принимать профессиональную форму как должное, поэтому описание формы требует минимальных объяснений: мы привыкаем к её наиболее типичным элементам (например, костюм официанта как правило состоит из жилета, рубашки, чёрных брюк, фартука и галстука-бабочки или в костюме швейцара обязательно должны присутствовать золотые или серебряные пуговицы и галун, а также фуражка с эмблемой), мы узнаём по ним представителей той или иной профессии.

Мы не доверимся зубному врачу в неопрятной одежде и с грязными ногтями ; мы скептически отнесёмся к адвокату в мини-юбке и с глубоким вырезом на груди; и мы задумаемся, сможет ли водопроводчик, одетый в рубашку поло и модные хлопчатобумажные  брюки, устранить засор. И если человек, выполняющий какую-то работу, одет не так, как это принято в его профессии, мы начинаем беспокоиться. Люди ожидают, что люди определённых профессий «должны выглядеть соответственно». Таким образом, тип формы является решающим в восприятии опыта, надёжности и статуса её носителя.

В наши дни одновременно наблюдается увеличение числа видов формы, предназначенной для профессиональной деятельности, и возникновение более раскованных дресс-кодов, относящихся к форме. Так, например, форма медсестёр стала более простой. В частности, из неё ушли чепец или треугольная накидка и «тиара». Юбки и блузки стали менее строгими, вошли в обиход капри и брюки. Вместо застёгивающихся спереди блузок или рубашек теперь носят свободные блузы, блузы на молнии, которые можно надевать поверх юбок или брюк. Форма докторов также изменилась. Многие врачи просто носят белый халат поверх повседневной одежды, а разные специалисты могут надевать халаты разных цветов, тогда как раньше врачи, как правило ходили в гражданской одежде.

Претерпела ряд изменений и униформа стюардесс или бортпроводниц. В противоположность солидной форме пилотов одежда стюардесс должна была отражать «услужливость» и «легкомысленность». Поначалу их одевали как служанок, медсестёр и даже хористок. Главным для стюардессы было умение ухаживать за больными и готовить пищу, требования «миловидности и аккуратности» появятся позднее. Впрочем, уже тогда не все стюардессы выглядели как медицинские сёстры. Многие начали одеваться в строгие костюмы, трапециевидные юбки, головные уборы в армейском стиле и практичные туфли. Военный стиль долго продолжал оказывать своё влияние, но форму стюардесс стали шить из тканей светлых тонов – белых и кремовых. К 1950-м годам в форме стюардессы перемешались самые разные традиции, блузка и юбка медсестёр соединялись с военной символикой бронзовых пуговиц, погонов и золотой эмблемы на строгом пиджаке. Такой тип одежды представлял собой попытку представить работу стюардессы и как заботливой няни, и как опытного и дисциплинированного профессионала. Стюардессы стали «общественным лицом авиакомпаний, воплощением корпорации», и их внешнему виду предавалось всё большее значение. 1960-е годы – золотой век профессии стюардессы: в эту эпоху она стала синонимом свободы, успеха и космополитического образа жизни. Униформа отражала новые веяния в стиле; военная тема слилась с модными тенденциями. Для этого стиля были характерны навеянные творчеством Кардена жакеты без воротника с круглым или V-образным вырезом, платья-пальто, сапоги до колен, шляпки-коробочки и мини-юбки. Усиливал эффект цвет – розовая фуксия, коралл или цвет морской волны. Соответствующим образом изменилось и восприятие стюардесс: за ними закрепился образ молодых игривых красоток –куколок. И всё же если форма классического покроя может существовать десятилетия, то новомодная не проживет и несколько лет. Современные виды формы соединяют в себе традиции и требования сегодняшнего дня – практичность, консервативность, корпоративный стиль.

Форма шеф-поваров за последние двести лет претерпела сравнительно мало изменений. Наиболее характерной её частью является поварской колпак, по традиции он белого цвета, и имеет от 48 до 100 складок, в зависимости от высоты колпака. Сегодня эта традиция соблюдается не так строго – как правило, только в дорогих ресторанах: в современном «одноразовом» обществе колпаки часто делают из бумаги. Повара перепробовали различные виды головных уборов, включая колпаки без складок, кепки, являющиеся чем-то средним между фуражкой и феской, береты, капитанские фуражки и головные косынки. Несмотря на существующие правила гигиены, всё большее число поваров высшего ранга перестают носить головные уборы, полагая, что их узнают и без формы.

Более готовыми к испытанию временем оказались куртки поваров. Обычно это двубортный жакет с белыми или чёрными пуговицами-пуклями, иногда с отделкой контрастным кантом, с вышивкой – логотипом ресторана или именем повара. Вероятно, куртку надевали, чтобы защититься от жара и брызг на кухне, поэтому она была двусторонней. По-видимому, эти куртки произошли от кавалеристских гимнастёрок, модифицированных при Наполеоне.

Несмотря на непрактичность белой формы при приготовлении пищи, белые жакеты или куртки продолжают оставаться нормой. Но хотя некоторые повара по прежнему носят традиционные белые брюки, многие предпочитают чёрные или в мелкую ломаную клетку; можно встретить поварские брюки, украшенные мелкими рисунками овощей, столовых приборов, посудой, так что здесь наша эпоха вносит свои коррективы, и всё же шеф-повара всегда можно узнать по классическим деталям его одежды.

Униформа других профессий также претерпевает изменения, в которых классические элементы сочетаются с модными тенденциями. К подобным примерам относится форменная одежда работников сферы услуг , например,  сотрудников банков и офисов, работников туристических агенств или торговых сетей, барменов, официантов и т.п.)

Некоторые виды формы чрезвычайно восприимчивы к моде и поэтому склонны к постоянным изменениям. Представители некоторых профессий могут вообще не носить формы или просто одеваться в соответствии с общепринятыми нормами. Так если работники одних косметических салонов: косметологи, визажисты, парикмахеры, выбирают определённую форму, например, удобные капри и блузы на молнии или футболки с брюками и карманом-фартуком для инструментов, то их коллеги их других фирм могут просто надевать халат или комбинезон поверх повседневной одежды. И если обычные парикмахеры всё ещё носят, как правило белую куртку, то работники модных салонов одеваются в обычные модные платья, соответствующие стилю данного салона.  Сюда же можно отнести работников рецепции и хостес.

Одежда чиновников, школьников, политиков попадает под категории, использующие дресс-коды, которым нормативно следуют, но которые не закреплены официально.


Список используемой литературы:

Краткая история униформы. Дженнифер Крейк. Москва 2007 год.